Комитет Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
Республика Коми
Ответы на вопросы населения
В июне 2021 года Председатель Комитета РК ГО и ЧС Александр Бурцев посетил передачу «Детали дня. Личный прием» на телеканале «Юрган». Во время прямого эфира Александр Александрович ответил на вопросы жителей Республики Коми. О том, какие вопросы и ответы прозвучали во время передачи, в нашем материале ниже.

Вопрос 1.
На территории 3-х муниципалитетов введен режим «чрезвычайная ситуация» связанная с нефтеразливом на р. Колва. Хотелось бы узнать какая ситуация сейчас  по республике по нефтеразливу?   

Информация по аварийному разливу нефти, произошедшей 11 мая 2021 года на объекте ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» КЦДНГ – 5 ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на дюкерном переходе внутрипромыслового нефтепровода Ошского нефтяного месторождения и с попаданием нефтесодержащей жидкости в водный объект р. Колва, с последующим попаданием в водный объект р. Печора в границах административных территорий МО ГО «Усинск», МО МР «Ижемский» и Усть-Цилемский», следующего содержания.
В результате аварийного разлива нефтесодержащей жидкости (НСЖ) на нефтесборном коллекторе от УПШ скв.24р до УПШ ДНС-5 нефтесодержащая жидкость попала в водные объекты: Колва, Уса и Печора.
Распоряжением Председателя КЧС и ОПБ МО ГО «Усинск» от 11.05.2021 на место обнаружения радужной пленки на р. Колва выехала Оперативная группа, которая констатировала факт обнаружения радужной пленки.
Официальные сведения в ЕДДС МО ГО «Усинск» поступили об аварийной ситуации на межпромысловом нефтепроводе ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» 11 мая 2021 г. около 22.00 час.
Постановлением администрации МО ГО «Усинск» с 23.00 час. 11.05.2021 введен режим функционирования «чрезвычайная ситуация».
Минприроды Республики Коми 12.05.2021 были оповещены Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу и Печорская природоохранная прокуратура об аварийном разливе нефтепродуктов.
Причины и обстоятельства разгерметизации нефтесборного коллектора будут опубликованы после завершения технического расследования Территориальным органом Ростехнадзора.
Расчет ущерба по оказанию негативного влияния на водные объекты: Колва, Уса и Печора проводится Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и НАО.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу по факту разлива НСЖ 12.05.2021 возбудило дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 КоАП. Административное расследование не закончено.
По предварительным данным, представленных ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» объем разлива НСЖ составляет – 99 тонн, из них с попаданием в водный объект – 9,0 тонн.
С 12.05.2021 ведется постоянный мониторинг рек Колва и Печора с ежедневным отбором проб Филиал ФГБУ Северное УГМС «Коми ЦГМС», Роспотребнадзор по Республике Коми, ООО «Водоканал Сервис», лаборатории привлекаемые ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» ООО «ЦНИПР» и Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования, а также в рамках контрольно-надзорной деятельности Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и НАО привлекается  ФГБУ «ЦЛАТИ по Республике Коми».
17.05.2021 № 63 издан Указ Главы Республики Коми «О введении режима функционирования «чрезвычайная ситуация» в связи с разгерметизацией на внутрипромысловом нефтепроводе ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» «О введении режима функционирования «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» в муниципальных образованиях «Усинск», «Ижемский» и «Усть-Цилемский».
Всего по Республике Коми за время ликвидации аварийного разлива использовано сорбента – 38,87 т, количество собранного сорбента с нефтесодержащей жидкостью составляет – 629,67 м3. Количество установленных заградительных и сорбирующих бон – 6826 м. Ежедневно задействовано порядка 60 ед. техники, персонала до 150 человек.

Вопрос 2.
На территории города несколько месяцев действовал режим ЧС по африканской чуме свиней. Затем ситуация вновь обострилась на территории Сыктывдинского района. Скажите, установлено каким образом это заболевание появилось на территории Сыктывкара? Почему, не смотря на строгий карантин, возникла новая вспышка в Сыктывдинском  районе?            

В 2021 году зарегистрировано 2 очага африканской чумы свиней (далее – АЧС).
В феврале 2021 г. на территории г. Сыктывкара, в апреле в Сыктывдинском районе, д. Малая Слуда.  Оба случая не связаны между собой.
На сегодняшний день в обоих случаях проведены все необходимые ветеринарно-санитарные мероприятия, ограничительные мероприятия (карантин) сняты.
При проведении эпизоотических обследований хозяйств, где находились очаги заболевания выявлено, что оба владельца животных использовали в корм пищевые отходы не прошедшие термическую обработку, источники поступления которых являлись столовые общеобразовательных школ и детского дошкольного учреждения. При исследовании партий комбикорма, используемого в хозяйствах, генетического материала вируса АЧС не обнаружено. Ввоз животных в хозяйства и вывоз из них в течении месяца до возникновения заболевания не осуществлялся. Причинно-следственная связь между двумя случаями возникновения заболевания не установлена. С большой долей вероятности причиной возникновения АЧС, послужило кормление животных пищевыми отходами не прошедших термическую обработку.

Вопрос 3.
При каких ситуациях вводится режим ЧС и что он предусматривает для жителей пострадавших районов?  

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и так же устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) Правительством Российской Федерации принято постановление от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». Данные Правила являются обязательными к исполнению на территории, на которой введен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, вне зависимости, каким органом власти (должностным лицом) указанные режимы были введены.
Также на основании подпунктов «у» и «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочием по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Вопрос 4.
В Троицко-Печорском районе около 18 населенных пунктов в весенне-летнее время отрезаны от райцентра, очень много ситуаций, когда необходимо экстренно оказать помощь, как решить данную проблему в короткие сроки и с меньшими затратами.   

В соответствии с законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения относится к вопросам местного значения (муниципальных образований). Кроме того, осуществление транспортной деятельности по перевозке пассажиров и багажа водным транспортом, подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Поэтому руководство администраций муниципальных образований должно обеспечить заблаговременно заключение договоров с организациями, частными лицами на привлечение людей и техники, плавательных средств для организации переправ, доставки продуктов питания, медикаментов, дезинфицирующих средств, питьевой воды, материальных средств и для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
В целях же оказания экстренной помощи ежегодно в период начала весеннего половодья из числа спасателей государственного автономного учреждения Республики Коми «Профессиональная аварийно-спасательная служба» подведомственного Комитету формируются временные спасательные посты для доставки через реки в отрезаемые населенные пункты  экстренных бригад скорой медицинской помощи, других оперативных служб, а также для решения вопросов жизнеобеспечения населения.

Вопрос 5.
В последние годы для жителей Коми природа преподносит не мало «сюрпризов»: то из-за ливневых дождей разрушаются автомобильные и железные дороги; то в середине лета находятся в подтоплении населенные пункты. А какое лето ожидается в этом году и насколько республика готова к природным и техногенным катастрофам?   

В независимости от природных условий силы и средства Республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций находятся в постоянной готовности для реагирования на возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. 

Вопрос 6.
Не раз слышала, что в случае ЧС население должны оповестить через систему оповещения. Скажите, пожалуйста, в случае возникновения ЧС по какой системе связи должны быть оповещены жители населенных пунктов? Откуда нам, простым, жителям ждать информацию о ЧС?   

Основной способ доведения информации – передача по сети телерадиовещания. Информация передаётся на всей территории Республики по 10 цифровым телеканалам: «Первый», «Россия 1», «Россия 24», «Россия К», «Пятый канал», «Матч ТВ», «НТВ», «ОТР», «Карусель», «ТВЦ»; 3 радиоканалам: «Радио России», «Маяк», «Вести ФМ»; в эфире телеканала «Юрган» вещающего в составе спутникового телевидения «Триколор» и «Телекарта», IP-телевидения Ростелеком, ТТК. Для оповещения населения в Республике так же применяются сети электросирен, уличных громкоговорителей и мощных акустических устройств, используется смс-информирование. К оповещению могут привлекаться автомобили пожарной охраны, полиции. В сёлах и деревнях население оповещают сельские старосты, используя ручные электромегафоны. При возникновении чрезвычайной ситуации, услышав звуки сирены, необходимо подойти к уличному громкоговорителю, а находясь дома – включить телевизор на одном из 10 цифровых телеканалов, радиоприёмник и прослушать сообщение, в котором будет содержаться точная информация о случившемся и правилах поведения в этой ситуации. Если угроза будет серьезная, то дикторы с важной информацией вклинятся во все телеканалы и радиостанции. И не переживайте, если не услышите всю информацию целиком - ее будут повторять несколько раз. Главное – бежать при звуке сирены и поддаваться панике не стоит.

Вопрос 7.
В городе с конца апреля введен противопожарный режим, однако, люди все равно выезжают на природу, на шашлыки. А специально оборудованных мест для пикников на территории Сыктывкара нет. Скажите, насколько возможно оборудование таких мест?   

Постановлением администрации МОГО «Сыктывкар» от 22.04.2021 № 4/1142 на территории МОГО «Сыктывкар» введен особый противопожарный режим. Введение противопожарного режима среди других ограничений вводит так же запрет на использование «…открытого огня, в том числе в переносных мангалах, разведение костров, сжигание сухой травы, мусора и отходов, применение пиротехнических изделий и иных огневых эффектов…». Иными словами, самостоятельное приготовление еды с помощью открытого огня запрещено.
Вместе с тем, при отсутствии особого противопожарного режима, при использовании открытого огня необходимо соблюдать следующие требования, установленные правилами противопожарного режима в РФ:
1. Использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований:
а) место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (например, бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра;
б) место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды), 100 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и 30 метров - от лиственного леса или отдельно растущих групп лиственных деревьев;
в) территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 10 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,4 метра;
г) лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны.
2. При использовании открытого огня в металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение сгораемых материалов за пределы очага горения, минимально допустимые расстояния, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 2 порядка, могут быть уменьшены вдвое. При этом устройство противопожарной минерализованной полосы не требуется.
3. В целях своевременной локализации процесса горения емкость, предназначенная для сжигания мусора, должна использоваться с металлическим листом, размер которого должен позволять полностью закрыть указанную емкость сверху.
4. При использовании открытого огня и разведении костров для приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях (например, мангалах, жаровнях) на земельных участках населенных пунктов, а также на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, противопожарное расстояние от очага горения до зданий, сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 метров, а зону очистки вокруг емкости от горючих материалов - до 2 метров.
5. В случаях выполнения работ по уничтожению сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков и иных горючих отходов, организации массовых мероприятий с использованием открытого огня допускается увеличивать диаметр очага горения до 3 метров. При этом минимально допустимый радиус зоны очистки территории вокруг очага горения от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов в зависимости от высоты точки их размещения в месте использования открытого огня над уровнем земли следует определять согласно приложению.
6. При увеличении диаметра зоны очага горения должны быть выполнены требования пункта 2 порядка. При этом на каждый очаг использования открытого огня должно быть задействовано не менее 2 человек, обеспеченных первичными средствами пожаротушения и прошедших обучение мерам пожарной безопасности.
7. В течение всего периода использования открытого огня до прекращения процесса тления должен осуществляться контроль за нераспространением горения (тления) за пределы очаговой зоны.
8. Использование открытого огня запрещается:
на торфяных почвах;
при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима;
при поступившей информации о приближающихся неблагоприятных или опасных для жизнедеятельности людей метеорологических последствиях, связанных с сильными порывами ветра;
под кронами деревьев хвойных пород;
в емкости, стенки которой имеют огненный сквозной прогар, механические разрывы (повреждения) и иные отверстия, в том числе технологические, через которые возможно выпадение горючих материалов за пределы очага горения;
при скорости ветра, превышающей значение 5 метров в секунду, если открытый огонь используется без металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение сгораемых материалов за пределы очага горения;
при скорости ветра, превышающей значение 10 метров в секунду.
9. В процессе использования открытого огня запрещается:
осуществлять сжигание горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (кроме жидкостей, используемых для розжига), взрывоопасных веществ и материалов, а также изделий и иных материалов, выделяющих при горении токсичные и высокотоксичные вещества;
оставлять место очага горения без присмотра до полного прекращения горения (тления);
располагать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также горючие материалы вблизи очага горения.
10. После использования открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залито водой до полного прекращения горения (тления).

Вопрос 8.
Куда обращаться и что делать, если соседи по даче  на своем участке ( который рядом с нашим,  сжигает мусор), какая ответственность предусмотрена за нарушение пожарных правил?   

Права и порядок обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан по тем, или иным вопросам регулируется Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В данном случае обратиться можно в органы государственного пожарного надзора МЧС России, дислоцирующиеся в с. Объячево (отдел надзорной деятельности и профилактической работы Прилузского района), администрацию сельского поселения.  

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет:
предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан - в размере от 2000-3000 рублей;
- на должностных лиц - от 6000-15000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20000 - 30000 рублей;
- на юридических лиц - от 150 000 – 200 000 рублей.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 2000-4000 рублей;
- на должностных лиц - от 15000-30000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30000-40000 рублей;
- на юридических лиц - от 200 000-400 000 рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -
влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 4000-5000 рублей;
- на должностных лиц - от 40 000 - 50 000 рублей;
- на юридических лиц - от 300 000-400 000 рублей.
Также, при наступлении определенных последствий, касающихся причинения вреда здоровью человека, повреждению или уничтожению чужого имущества, имущества государства,  предусмотрена и уголовная ответственность.

Вопрос 9.
Наступил жаркий пожароопасный период, как Ваша служба будет контролировать возникновение лесных пожаров, есть ли для этого достаточные материальные  и людские ресурсы?   

Мониторинг лесных пожаров на территории региона осуществляет специализированное государственное учреждение Республики Коми «Коми Региональный лесопожарный центр» Согласно государственному заданию ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" патрулирование лесов осуществляет с применением авиации.
Авиационное патрулирование проводится согласно класса пожарной опасности. Периодичность авиационного патрулирования с III класса и выше однократное, ежедневно.
Кроме того, по всей территории региона проводиться мониторинг с помощью спутниковой информационной системы дистанционного мониторинга
Федерального агентства лесного хозяйства.
В то же время за участками леса и природными объектами, прилегающими к населенным пунктам, осуществляется наблюдение с помощью 27 камер видеонаблюдения, площадь покрытая зоной действия видеокамер составляет   1 907 550 га.  
 Сил ГАУ РК «Коми лесопожарного центра» недостаточно, имеется 74 человека (лесопожарных формирований), необходимо по нормативу 330 человек. Именно по этому Сводным планом на 2021 год и  "Инструкцией по привлечению физических и юридических лиц к тушению лесных пожаров на территории Республики Коми в 2021 году" предусмотрено привлечения местного населения и организаций к тушению лесных пожаров.  

Вопрос 10.
В настоящее время наиболее пожарнезащищённое направление в МР «Княжпогостский» - это «г. Емва – с.Мещура» протяженностью 120 км от Емвы до п. Мещура. На данном направлении не имеется ни одного профессионального подразделения для тушения пожара и находится 17 населенных пунктов из которых 3 населенных пункта подвержены угрозе лесных пожаров. Ближайшее к данному направлению пожарное отделение находиться только в г. Емва (120 км от с. Мещура). Жителями сельского поселения «Шошка» были собраны подписи и направлено в феврале 2021 года через администрацию МР «Княжпогостский» в Комитет ГО и ЧС Республики Коми ходатайство для организации Комитетом в с. Шошка Княжпогостского района подразделения профессиональной пожарной охраны подобного организованному в сельском поселении «Тракт» Княжпогостского района, что могло бы решить много проблем и реально помочь спасению человеческих жизней в условиях пожаров. Однако, вопрос об организации пожарной части до настоящего времени не решен. Просим ответить, возможно ли помочь жителям района в данной ситуации?   

Населенные пункты, в которых создаются подразделения противопожарной службы Республики Коми (далее – ППС РК) определены Концепцией развития Государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны на территории Республики Коми на 2009 – 2023 годы, одобренной распоряжением Главы Республики Коми от 3112.2008 г. № 303-р, в зависимости от размеров населенных пунктов, их пожарной опасности и возможностей республиканского бюджета. В с. Шошка Княжпогостского района создание подразделения ППС РК не предусмотрено, так как там проживает всего 245 человек.
Для защиты населения от пожаров в с. Шошка, п. Турья и п. Мещура существуют добровольные пожарные команды, на вооружении, которых имеется 3 пожарных автомобиля, также в д. Весляна и д. Онежье имеются добровольные пожарные дружины с пожарными мотопомпами. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 18.11.1998 № 69-ФЗ «О пожарной охране» добровольная пожарная охрана является одним из видов пожарной охраны, таким образом, требования ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в с. Шошка соблюдаются.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения сельского поселения. Кроме того, в соответствии с п. 8.1 ч. 1 ст. 14.1. Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления имеют право на создание муниципальной пожарной охраны, которая будет вполне профессиональной.
Вопрос о возможности создания в с. Шошка подразделения государственной противопожарной службы осложняется тем, что в связи с малой численностью населения в с. Шошка невозможно будет набрать достаточное количество работников, пригодных для Государственной противопожарной службы.
Комитет готов оказать безвозмездную помощь добровольной пожарной охране Княжпогостского района по обучению добровольных пожарных, водителей и мотористов.

Вопрос 11.
Предусмотрены ли какие-либо выплаты тем лицам, которых привлекают к тушению лесных пожаров в районе?   

Приказом Минприроды Республики Коми № 611 от 11.05.2021 г. утверждена инструкция по привлечению сторонних сил и средств к тушению лесных пожаров на территории Республики Коми в 2021 году.
Таким образом, привлечение физических лиц к тушению лесных пожаров на территории Республики Коми осуществляется ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» по договорам ГПХ, оформляемым на каждый лесной пожар в отдельности.
Данная инструкция размещена на официальном сайте ГАУ РК «Коми лесопожарный центр».
1.    Расценка за 1 час выполнения работ по тушению лесного пожара (без выдачи продуктов питания) – 319,40 руб.;
2.    Расценка за 1 час выполнения работ по тушению лесного пожара (с выдачей продуктов питания) – 273,50 руб.;
3.    Расценка за 1 час аренды транспортного средства с экипажем для перевозки людей и имущества к месту тушения лесного пожара:
- с использованием колесного трактора - 1084,92 руб. (в т.ч. стоимость аренды – 988,72 руб., стоимость услуг по управлению ТС – 96,20 руб.),
- с использованием гусеничного трактора – 1238,15 руб. (в т.ч. стоимость аренды – 1141,95 руб., стоимость услуг по управлению ТС – 96,20 руб.),
- с использованием легкового автомобиля – 802,38 руб. (в т.ч. стоимость аренды – 707,95 руб., стоимость услуг по управлению ТС – 94,43 руб.)
- с использованием маломерного судна – 1379,07 руб. (в т.ч. стоимость аренды – 1282,87 руб., стоимость услуг по управлению ТС – 96,20 руб.).

Вопрос 12.
Разъясните,  пожалуйста, предусмотрена ли компенсация (и если да, то какая)  в случае нанесения ущерба здоровью добровольцам (волонтерам), привлеченным к тушению лесных пожаров?   

К тушению лесных пожаров привлекаются физические лица (местное население) по договорам гражданско-правового характера, в соответствии с которым соблюдение норм по охране труда является обязательством физического лица. Обязательное медицинское страхование в соответствии с законодательством РФ предусмотрено только для работников с которыми установлены трудовые отношения. Дополнительное страхование законодательством РФ не предусмотрено ни физическим лицам привлекаемых к тушению лесных пожаров, ни работникам состоящим в трудовых отношениях.

Вопрос 13.
Планируется ли обновление спецтехники предназначенной для тушения пожаров в Ижемском районе?   

На данный момент на территории Республики Коми дислоцируются 107 подразделений противопожарной службы Учреждения. На вооружении состоит 218 основных пожарных автоцистерн (далее – АЦ), в том числе 4 автоцистерны с лестницей. Ежесуточно на дежурстве находятся 114 АЦ, в резерве 94 АЦ.
Нормативный срок службы пожарного автомобиля 13 лет («Положение об организации ремонта, нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (утв. Приказом МЧС России от 25.11.2016 N 624)»), но с учетом своевременного проведения всех необходимых мероприятий по техническому обслуживанию и бережному отношению к пожарной технике берем расчетный срок эксплуатации 20 лет. Содержание пожарных автомобилей со сроками эксплуатации более 30 лет становится экономически невыгодным, что обусловлено более частыми выходами из строя техники, дорогостоящими капитальными ремонтами с заменых основных элементов шасси, двигателя, надстройки и т.д.
Списание пожарных автомобилей, пришедших в негодное состояние и обновление автомобильного парка производится в плановом порядке.
В целях поддержания постоянной боевой готовности пожарных подразделений противопожарной службы Республики Коми к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ и планового обновления парка основных пожарных автомобилей, выработавших свой ресурс Государственным казённым учреждением Республики Коми «Управление противопожарной службы и гражданской защиты»  в период с 2009 года по 2020 год приобретено и направлено в различные районы Республики Коми 145 единиц основной пожарной техники (139-АЦ, 4-АЦЛ, 2-АЛ).
В 2018 году, был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по оснащению пожарных подразделений противопожарной службы Республики Коми основными автомобилями в период с 2019 по 2021 годы, одним их пунктов Плана является приобретение в указанный период девяти основных пожарных автомобилей легкого класса (по три автомобиля в год). На данный момент прорабатывается вопрос о продлении дорожной карты до 2024 года.
В частности в Ижемский район были приобретены и распределены за последние 3 года две автоцистерны, в 2018 году АЦ-1,6-40 на базе ГАЗ-33088 в Няшабож, и в 2020 году - АЦ-2,6-40 на базе ГАЗ-33086 в Кельчиюр.

Вопрос 14.
Что такое автономные пожарные извещатели? Слышали, что их будут устанавливать семьям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. В Усть-Куломском районе кому-то будут установлены такие извещатели? Если они действительно чем-то помогают, то их надо устанавливать всем.   

1)    Автономный пожарный извещатель (АПИ) – это прибор, реагирующий на повышение уровня концентрации продуктов горения веществ и материалов (дым), в котором находятся автоматический источник питания, а так же устройство для обнаружения пожара и оповещения о нем. Они могут быть установлены в любом помещении, в том числе в жилых квартирах. Они являются достаточно эффективными средствами обнаружения пожара и оповещения о нем.
2)    В соответствии с решением Комитета Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в 2020 году в Республике было закуплено 993 АПИ, которые устанавливаются в квартирах семей находящихся в социально опасном положении. В том числе в Усть-Куломском районе установлено 75 АПИ в 21 квартире. Перечень семей, в квартирах которых установлены АПИ определен Отделом социальной помощи семье и детям ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района».
3)    Установка АПИ в жилых помещениях не является обязательной в соответствии с требованиями пожарной безопасности. При этом каждый может приобрести и установить АПИ самостоятельно, цена извещателя от 300 рублей.

Вопрос 15.
В организации будет проверка, но, в связи с недостатком финансирования, укомплектованность средствами индивидуальной защиты не полная. Что делать в этой ситуации?   

В первую очередь уточнить, находится ли ваша организация в зоне возможного радиоактивного и химического заражения, устанавливаемой вокруг радиационно- и химически опасных объектов. Границы указанных зон определяются органами, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны на территории муниципальных образований.
Если находится, то организация должна обеспечивать средствами индивидуальной защиты 100% работников и иметь 5% резерв. Если не находится, то запас СИЗ не требуется.
Ответственность за обеспечение работников организаций СИЗ, в том числе по выделению финансирования, возложена на руководителей этих организаций.
(Справочно. п. 7 части II Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543)

Вопрос 16.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, куда сейчас можно сдать ртутные и люминесцентные лампы. Везде в Сосногорске обращались, нам ответили, что закрыли химическую лабораторию и лампы теперь от населения и организаций не принимаются.  Что теперь их просто выкидывать в мусорный контейнер? Совсем всю природу загадим так.   

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290, утвердившего минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, организация накопления отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и передача их в организации, имеющие лицензии на их сбор и обработку и утилизацию возлагается на управляющую компанию или ТСЖ, которые представляют эти услуги.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2314 в случае отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, органы местного самоуправления организуют создание накопления данных отходов и информируют потребителей о расположении таких мест.
     
Пунктом 14 Постановления запрещено захоронение или выбрасывание в мусорный контейнер отработанных ртутьсодержащих ламп.
Операторы, имеющие лицензии, на утилизацию ртутьсодержащих отходов представлены на сайтах в интернете.

Вопрос 17.
У организации есть филиалы в других регионах. Кто и как организует и финансирует работу по гражданской обороне в филиалах?   

В соответствие с п. 4, ст. 18 Федерального закона 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне»: Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Вопрос 18.
Какие изменения будут по безопасности в школах в связи с трагедией в Казани, будет ли охрана из сотрудников ОМВД?   

В связи с трагедий в г. Казань в образовательных организациях Республики Коми незамедлительно были приняты комплексные меры по усилению безопасности, а также организованы дополнительные внеплановые проверки состояния безопасности.
Важно отметить, что такая работа проводится на постоянной основе. В течении учебного года меры безопасности усиливаются неоднократно, это связано как с проведением различных массовых и праздничных мероприятий, так и с проведением, государственной итоговой аттестации, а также с дополнительными поручениями уполномоченных органов.
При этом усиление мер безопасности производится как за счет использования внутренних ресурсов образовательных организаций (дополнительные дежурные администраторы, дополнительные инструктажи, дополнительные тренировки и учения, усиление пропускного режима и др.), так и за счет привлечения внешних ресурсов в рамках взаимодействия с МВД по Республике Коми, Управлением Росгвардии по Республике Коми, Главным управлением МЧС России по Республике Коми, а также частными охранными организациями.
Подробный состав мер по обеспечению безопасности, а также мер по усилению режима безопасности не раскрываются в связи с тем, что данные сведения относятся к служебной информации ограниченного распространения.
Кроме того, на протяжении календарного года в соответствии с утвержденными планами-графиками проводятся обязательные проверки антитеррористической защищенности (согласно требованиям законодательства, не реже 1 раза в 3 года). По итогам проверок в случае выявления нарушений к администрации образовательных организаций принимаются необходимые меры.
Также следует отметить, что на сегодняшний день уже приняты решения по выделению дополнительного финансирования на подготовку образовательных организаций к новому учебному году. На обеспечение безопасности объектов образования будут направлены 180 млн рублей.
В приоритете останутся оснащение объектов системами контроля доступа, в том числе электронными замками, проходными, металлоискателями, системами видеонаблюдения, системами экстренного оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Вопрос 19.
Как осуществляется подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций? Как подготовка должна осуществляется в организациях и с учащимися? Все ли организации обязаны осуществлять подготовку работников в области ГО и ЧС? Что должно знать и уметь простое население?   

Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС осуществляется в соответствии с Федеральными Законами «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и является основной задачей гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основная задача подготовки в области ГО и ЧС это изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний.
В соответствии с действующим законодательством лица, подлежащие подготовке в области ГО и ЧС, подразделяются на следующие группы:
1) руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций (далее - руководители);
б) работники федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики (далее - работники гражданской обороны), руководители, педагогические работники и инструкторы гражданской обороны учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны муниципальных образований (далее - работники учебно-методических центров и курсов гражданской обороны), а также преподаватели предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам
в) личный состав формирований и служб;
г) физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (далее - работающее население);
д) обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (далее именуются - обучающиеся);
е) физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем (далее - неработающее население).
Руководители, работники гражданской обороны, преподаватели ОБЖ и БЖД, личный состав формирований и служб в зависимости от категории проходят подготовку в области ГО и ЧС в Академии гражданской защиты МЧС России, в Учебно-методическом центре по ГО, ЧС и ПБ ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» и на курсах гражданской обороны, которые функционируют в Сыктывкаре, Ухте и Воркуте.
Работающее население, независимо от организационно-правовой формы организации, проходят подготовку в области ГО и ЧС по месту работы. При приеме на работу должен проводится инструктаж по ГО и ЧС, а далее должно быть организованно курсовое обучение по ГО и ЧС в объеме 12 часов в год. Ответственность за организацию данной работы несёт руководитель организации.
Обучающиеся образовательных организаций подготовку в области ГО и ЧС проходят в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которые реализуются в каждой образовательной организации.
Неработающее население подготовку в области ГО и ЧС проходит в учебно-консультационных пунктах по ГО и ЧС, при посещении мероприятий, проводимых по тематике гражданской обороны (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.), самостоятельно при чтении памяток, листовок и пособий, прослушивания радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

Последнее обновление:
09 июня 2021